Проблемы и перспективы непрерывного образования учительских кадров в КИК.

Ильина Нина Фёдоровна
В статье обсуждается вопрос подготовки и переподготовки кадров в Краевом инновационном комплексе по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (КУЗ).
При создании новой педагогической практики остро стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров.
Специалистов, являющихся носителями новой педагогической традиции, не готовят в ВУЗах, нет соорганизации по этому вопросу ИПК и ЦРО, хотя все перечисленные структуры целенаправленно занимаются подготовкой и переподготовкой учительских кадров. Всё это является одной из причин того, что функцию подготовки и переподготовки педагогических кадров для новой образовательной практики на основе КУЗ взяла на себя лаборатория методологии управления ЦРО.
Основные идеи лаборатории в вопросах подготовки и переподготовки кадров заключаются в непрерывности подготовки и подготовке их в деятельности.
Деятельностный подход предполагает переносить принципы(1), подходы(2), ценности(3) технологии КУЗ на работу с педагогами.
Основным принципом, которого придерживается лаборатория в этом вопросе, является следующее: учить педагогические кадры в той технологии, в которой им предстоит работать.
Непрерывность предполагает то, что любую жизненную ситуацию человек превращает в образовательную для себя. Таким образом, образовательная среда человека- это набор жизненных ситуаций, в которые он попадает на протяжении всей жизни, приобретая знания и опыт. Причём есть естественные жизненные ситуации, превращаемые человеком в образовательные, а есть специально-организованные, т.е. искусственные. Например, учёба в школе.
Для подготовки и переподготовки кадров КСО-шной практики образования специально-организованная образовательная среда создаётся лабораторией методологии управления ЦРО и экспериментальными площадками комплекса.
Лабораторией методологии практикуются разнообразные формы совместной деятельности педагогических кадров по проблемам коллективного способа обучения: ОДИ(4), курсовая подготовка(5), разработческие мастерские учителей-предметников, еженедельные семинары для представителей экспериментальных площадок КИК.
Естественной образовательной средой для учителей экспериментальной площадки в школе являются сами коллективные учебные занятия, специально-организованной - еженедельные семинары.
КУЗ являются для педагогов образовательной средой, поскольку природа КУЗ значительно отличается от природы ГУЗ разнообразием ситуаций. Объём фронтальных работ на занятиях уменьшается, возрастает обучающая и контролирующая работа учителя в малых группах и индивидуально. В работе учителя кроме организационного и содержательного аспектов появляются ещё методологический, игротехнический.
На КУЗ изменяется содержание образования. Помимо ЗУН в содержание образования входят универсальные способы действия, общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни. Эти компоненты содержания образования учитель осваивает на КУЗ, вступая во взаимодействие с учащимися.
Так как деятельность учителя на КУЗ значительно усложняется, возникает необходимость вести занятия с кем-то. Актуальным становится вопрос о создании учительской кооперации. Важным шагом в решении этого вопроса с точки зрения руководителя экспериментальной площадки является совместное проектирование занятий с педагогом (особенно начинающим), совместная работа на занятиях и последующая рефлексия. Это позволяет педагогам более качественно организовывать занятия, повышать уровень пед. мастерства в их непосредственной деятельности. Часть рефлексивных вопросов выносится на семинары.
Семинары - это места разрешения образовательных затруднений педагога через сотрудничество с другими. Важной особенностью является то, что часть участников только включается в работу, а часть уже была включена в разные специально-организованные образовательные процессы (ОДИ, курсы, семинары и т.д.), т.к. разноуровневость в концепции КУЗ является основой плодотворного сотрудничества.
У педагогов работающих на семинаре есть общая реальная деятельность - КУЗ. Поэтому одной из задач семинара является анализ сложившейся ситуации на занятиях и формирование общих представлений о предстоящей деятельности. Формирования общих представлений необходимо, прежде всего, для того, чтобы к учащимся экспериментальной площадки предъявлялись одинаковые требования со стороны учителей всех предметов (например, в вопросах самоуправления, норм коллективного труда и т.д.). Кроме того представления о предстоящей деятельности у всех учителей работающих на площадке должны быть адекватными.
Предметом работы на семинаре являются первоначальные представления о затруднениях практики. Можно выделить следующие этапы работы:
  1. Предъявление затруднений.
  2. Их обсуждение.
  3. Формирование общих представлений.
  4. Их оформление.
Формирование общих представлений осуществляется путём организации процессов коллективной мыслительной деятельности (КМД). Так как процессы коллективной мыслительной деятельности проявляются в коммуникации, особое внимание уделяется нормам и техникам коммуникации. Средством организации КМД являются также методологические схемы. Например, при программировании деятельности используются схемы: целеполагания (6), структуры проекта деятельности (7).
На сегодняшний день актуальной проблемой для нашей школы является то, что расширение экспериментальной площадки происходит медленно. Так как расширение площадки возможно только за счёт включения в инновационную деятельность педагогов традиционной школы, то одна из причин этого лежит в работе с педагогическими кадрами.
В школе есть включённость учителей в работу различных структур: творческих групп, методических объединений, временных групп по подготовке к педагогическим советам, что является для педагогов образовательной средой, тем не менее, актуальные трудности в деятельности этих учителей остаются.
Очевидно, это связано с тем, что способы работы направленные на организацию понимания и КМД переносятся с управленческого семинара пока на работу 2-х творческих групп и методического объединения учителей русского языка и литературы, в остальных структурах способы работы - традиционные.
В школе также нет переноса подходов и ценностей КУЗ учителями площадки на свои уроки в традиционной школе.
Кроме того, составление и реализация индивидуальных образовательных программ, позволяющих каждому учителю своим маршрутом прийти к пониманию необходимости перехода на КСО, в большей степени идёт естественно-стихийным путём. Этот процесс не стал для нас пока до конца осознанным и целенаправленным.
Проблемной на сегодняшний день в подготовке и переподготовке кадров в КИК является соорганизация в этом вопросе лаборатории и экспериментальных площадок. Попытки развести обязанности и ответственность в вопросе подготовки и переподготовки кадров были предприняты на ОДИ-29 (1998 г., июнь).
Литература:
  1. Литвинская И.Г. "Некоторые рекомендации по анализу коллективных учебных занятий". Рукописный вариант, библиотека лаборатории методологии, ЦРО.
  2. Мкртчян М.А. "Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному". Журнал КСО №2 стр. 8-12.
  3. Мкртчян М.А. "Постулаты КСО-шного мировоззрения". Рукописный вариант, библиотека лаборатории методологии, ЦРО.
  4. Сборник "ОДИ в школах". Рукописный вариант, библиотека лаборатории методологии, ЦРО.
  5. Мкртчян М.А. "Проблемы подготовки педагогических кадров". Рукописный вариант, библиотека лаборатории методологии, ЦРО.
  6. Мкртчян М.А. "Цели образования". Сборник "Философия. Методология. Игротехника". Рукописный вариант, библиотека лаборатории методологии, ЦРО.
  7. Материалы ОДИ-26 "Краевые инновационные комплексы как механизм развития практики образования". Красноярск, 1998.


Сайт управляется системой uCoz