Управление инновационной школой. Проблемы. Достижения и перспективы.

Катыщук Светлана Михайловна

I

Инновационные процессы, которые сегодня наблюдаются практически в каждой школе - это вынужденная необходимость поиска путей выхода из кризисной ситуации, в которой находится образование. При этом возникает проблема: в школах отсутствуют люди, владеющие способами поисковой деятельности. Возникает необходимость осуществлять поисковую деятельность и в ней же осваивать способы такой деятельности.
Именно таким образом разворачиваются работы в с.ш. №56. Поисково-разработческие работы, которые ведутся в нашей школе, направлены на изменения как в учебном процессе - организация учебно-воспитательного процесса на основе коллективных учебных занятий (КУЗ) (1), так и в управленческой деятельности - разработка и реализация методологического типа управления. Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждается опытом школ: № 141 г. Красноярска - организация КУЗ постепенно привела к изменениям в способах управленческой деятельности (см. 2), №100 г. Красноярска-26 - изменения в структуре и способах управленческой деятельности создали условия для организации КУЗ.

II

Методологический тип управления, разрабатываемый в школе №56 предполагает усложнение структур и изменение способов управленческой деятельности (см. 3). При этом в управленческой позиции находится коллективный субъект деятельности (КСД), формировать и развивать который можно только в специально организованной деятельности.

III

Одним из способов становления и развития КСД является организационно деятельностная игра (ОДИ) (см.4).
Так, в 1996 г. в школе №56 прошла ОДИ по теме: Понимание значимых моментов в деятельности с.ш. №56 и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию. Руководитель ОДИ Мкртчян М.А.
Предназначением этой игры было:
ОДИ явилась способом и средством формирования общих программных представлений о ситуации в школе, о дальнейшей деятельности школы №56, т.е. актом совместного программирования деятельности нашей школы.

IV

Совместное программирование предстоящей деятельности через проведение ОДИ и ОДИ-образных мероприятий (семинары, педсоветы и т.д.) - это один из фокусов управления инновационной школой.
Коллективное программирование позволяет в будущем избежать многих проблем, связанных с тем, что в своей деятельности мы постоянно сталкиваемся с разными людьми. Знание их намерений позволяет более реально спрогнозировать будущую деятельность. При этом взаимодействие с другими людьми при совместном программировании, даёт возможность каждому воздействовать на представления других, меняя их, а тем самым, меняя и само будущее.
Наличие общих программных представлений о будущем у группы людей (всего педагогического коллектива или субъекта управленческой деятельности) позволяет и обязывает каждого из них в разных ситуациях действовать как один в соответствии с общими представлениями.
Действование в разных местах и по разным поводам в соответствии с общими программными представлениями обеспечивается другим управленческим фокусом, где действует строгое распределение обязанностей и поручений и жёсткая система предъявления требований по их выполнению. И здесь уже не должно быть ситуаций, когда один поступает по собственному усмотрению, не считаясь с общими программными представлениями. Кстати, наличие таких ситуаций может говорить о плохом качестве программирования.
В ходе подготовки и проведения ОДИ и других ОДИ-образных мероприятий в школе постепенно выделилась и закрепилась организационная структура управленческой системы - еженедельные управленческие семинары (УС) как форма существования сознания коллективного субъекта управленческой деятельности.
Предназначение УС:
Основное средство, используемое для организации мышления участников семинара - методологические схемы.

V

Освоение способов взаимодействия между людьми, опыт организации взаимопонимания в коммуникации позволили нам выделить и освоить новые формы и способы подготовки и проведения, различных ОДИ - образных мероприятий, в частности педагогических советов.
При проведении педагогических советов выделяется три этапа:
  1. Подготовительный.
  2. Основной (сам педсовет).
  3. Заключительный (рефлексия педсовета).
Подготовительный этап. Его предназначение заключается в следующем:
Место и время проведения такой работы управленческий семинар. Способ работы задаётся методологическими схемами, используемыми в работе.
В процессе такой деятельности формируется команда по подготовке к педсовету. Как правило, в неё входят администрация, учителя, занимающиеся самообразованием в данном направлении, а также учителя, имеющие затруднения в данном вопросе.
Коллективная мыслительная деятельность в процессе подготовки к педсовету позволяет учителям продвинуться в понимании проблемного вопроса, сформировать общие представления о дальнейшей деятельности, а также совершенствовать свои игротехнические навыки.
Основной этап. Общая схема проведения педсовета.
  1. Установочный доклад. Задание темы. Оконтуривание темы.
  2. Рефлексия установочного доклада в малых группах. Самоопределение участников к теме педсовета.
  3. Общее заседание. Выступление основных докладчиков по теме педсовета.
  4. Работа в малых группах. Обсуждение докладов. Отношение. Предложения.
  5. Общее заседание. Выступления от групп.
  6. Решение педсовета.
Участники подготовительной работы на самом педсовете являются либо докладчиками по теме, либо руководителями малых групп.
Руководители малых групп отвечают за игротехническое обеспечение педсовета. Они организуют коммуникацию, обеспечивают взаимопонимание в коммуникации, следят за схематизацией, помогают достраивать чужую логику, составляют оппозицию и т.д.
Заключительный этап. Группа по подготовке педсовета проводит его рефлексию, отвечая на вопросы:
Рефлексия проводится по содержанию, по способам работы и по организации работы.
Итоги педагогических советов оформляются в сборники.

VI

При разворачивании инновационных работ по управлению мы прежде всего исходили из того, что методологический тип управления будет способствовать становлению и развитию площадки по КУЗ. Но пока остаётся неясным: за счёт каких процессов будет осуществляться эта связь, какие из этих процессов будут носить стихийный характер и где места искусственного воздействия на них? Этими вопросами задаётся направление исследовательских работ, которые ведутся в нашей школе.
Литература:
  1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М., Педагогика, 1989.
  2. Карпович Д.И. Становление экспериментальных площадок по созданию коллективных учебных занятий и перспективы их развития в школе №141 г. Красноярска. Коллективный способ обучения, 1995, №1.
  3. Минов В.А. Вариант организации постоянно действующего семинара управляющих школой. Коллективный способ обучения, 1995,№1.
  4. Мкртчян М.А. ОДИ как средство формирования и развития субъектов (индивидуальных и коллективных) деятельности. Рукописный вариант. Библиотека лаборатории методологии Красноярского регионального центра развития образования.


Сайт управляется системой uCoz