Управление инновационной школой. Проблемы. Достижения и перспективы.
Катыщук Светлана Михайловна
I
Инновационные процессы, которые сегодня наблюдаются практически в каждой школе - это вынужденная необходимость поиска путей выхода из кризисной ситуации, в которой находится образование. При этом возникает проблема: в школах отсутствуют люди, владеющие способами поисковой деятельности. Возникает необходимость осуществлять поисковую деятельность и в ней же осваивать способы такой деятельности.
Именно таким образом разворачиваются работы в с.ш. №56. Поисково-разработческие работы, которые ведутся в нашей школе, направлены на изменения как в учебном процессе - организация учебно-воспитательного процесса на основе коллективных учебных занятий (КУЗ) (1), так и в управленческой деятельности - разработка и реализация методологического типа управления. Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждается опытом школ: № 141 г. Красноярска - организация КУЗ постепенно привела к изменениям в способах управленческой деятельности (см. 2), №100 г. Красноярска-26 - изменения в структуре и способах управленческой деятельности создали условия для организации КУЗ.
II
Методологический тип управления, разрабатываемый в школе №56 предполагает усложнение структур и изменение способов управленческой деятельности (см. 3). При этом в управленческой позиции находится коллективный субъект деятельности (КСД), формировать и развивать который можно только в специально организованной деятельности.
III
Одним из способов становления и развития КСД является организационно деятельностная игра (ОДИ) (см.4).
Так, в 1996 г. в школе №56 прошла ОДИ по теме: Понимание значимых моментов в деятельности с.ш. №56 и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию. Руководитель ОДИ Мкртчян М.А.
Предназначением этой игры было:
- Освоение ОДИ-образных форм и способов организации коммуникации.
- Освоение способов, средств и техник обеспечения взаимопонимания в коммуникации.
- Становление и развитие коллективного субъекта школьной деятельности.
- Понимание значимых моментов и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию.
ОДИ явилась способом и средством формирования общих программных представлений о ситуации в школе, о дальнейшей деятельности школы №56, т.е. актом совместного программирования деятельности нашей школы.
IV
Совместное программирование предстоящей деятельности через проведение ОДИ и ОДИ-образных мероприятий (семинары, педсоветы и т.д.) - это один из фокусов управления инновационной школой.
Коллективное программирование позволяет в будущем избежать многих проблем, связанных с тем, что в своей деятельности мы постоянно сталкиваемся с разными людьми. Знание их намерений позволяет более реально спрогнозировать будущую деятельность. При этом взаимодействие с другими людьми при совместном программировании, даёт возможность каждому воздействовать на представления других, меняя их, а тем самым, меняя и само будущее.
Наличие общих программных представлений о будущем у группы людей (всего педагогического коллектива или субъекта управленческой деятельности) позволяет и обязывает каждого из них в разных ситуациях действовать как один в соответствии с общими представлениями.
Действование в разных местах и по разным поводам в соответствии с общими программными представлениями обеспечивается другим управленческим фокусом, где действует строгое распределение обязанностей и поручений и жёсткая система предъявления требований по их выполнению. И здесь уже не должно быть ситуаций, когда один поступает по собственному усмотрению, не считаясь с общими программными представлениями. Кстати, наличие таких ситуаций может говорить о плохом качестве программирования.
В ходе подготовки и проведения ОДИ и других ОДИ-образных мероприятий в школе постепенно выделилась и закрепилась организационная структура управленческой системы - еженедельные управленческие семинары (УС) как форма существования сознания коллективного субъекта управленческой деятельности.
Предназначение УС:
- теоретическое осмысление проблем управленческой деятельности.
- рефлексия управленческой практики.
- программирование орг. управленческих действий администрации.
Основное средство, используемое для организации мышления участников семинара - методологические схемы.
V
Освоение способов взаимодействия между людьми, опыт организации взаимопонимания в коммуникации позволили нам выделить и освоить новые формы и способы подготовки и проведения, различных ОДИ - образных мероприятий, в частности педагогических советов.
При проведении педагогических советов выделяется три этапа:
- Подготовительный.
- Основной (сам педсовет).
- Заключительный (рефлексия педсовета).
Подготовительный этап. Его предназначение заключается в следующем:
- проблематизация (указать проблему).
- актуализация (показать значимость проблемы).
- обсуждение проблемы, понимание настоящего состояния.
- поиск путей решения, мест искусственного воздействия.
Место и время проведения такой работы управленческий семинар. Способ работы задаётся методологическими схемами, используемыми в работе.
В процессе такой деятельности формируется команда по подготовке к педсовету. Как правило, в неё входят администрация, учителя, занимающиеся самообразованием в данном направлении, а также учителя, имеющие затруднения в данном вопросе.
Коллективная мыслительная деятельность в процессе подготовки к педсовету позволяет учителям продвинуться в понимании проблемного вопроса, сформировать общие представления о дальнейшей деятельности, а также совершенствовать свои игротехнические навыки.
Основной этап. Общая схема проведения педсовета.
- Установочный доклад. Задание темы. Оконтуривание темы.
- Рефлексия установочного доклада в малых группах. Самоопределение участников к теме педсовета.
- Общее заседание. Выступление основных докладчиков по теме педсовета.
- Работа в малых группах. Обсуждение докладов. Отношение. Предложения.
- Общее заседание. Выступления от групп.
- Решение педсовета.
Участники подготовительной работы на самом педсовете являются либо докладчиками по теме, либо руководителями малых групп.
Руководители малых групп отвечают за игротехническое обеспечение педсовета. Они организуют коммуникацию, обеспечивают взаимопонимание в коммуникации, следят за схематизацией, помогают достраивать чужую логику, составляют оппозицию и т.д.
Заключительный этап. Группа по подготовке педсовета проводит его рефлексию, отвечая на вопросы:
- что хотели получить?
- что получили?
- в чём совпадения и где места разрыва?
- совпадения за счёт чего и в чём причины несовпадений?
Рефлексия проводится по содержанию, по способам работы и по организации работы.
Итоги педагогических советов оформляются в сборники.
VI
При разворачивании инновационных работ по управлению мы прежде всего исходили из того, что методологический тип управления будет способствовать становлению и развитию площадки по КУЗ. Но пока остаётся неясным: за счёт каких процессов будет осуществляться эта связь, какие из этих процессов будут носить стихийный характер и где места искусственного воздействия на них? Этими вопросами задаётся направление исследовательских работ, которые ведутся в нашей школе.
Литература:
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М., Педагогика, 1989.
- Карпович Д.И. Становление экспериментальных площадок по созданию коллективных учебных занятий и перспективы их развития в школе №141 г. Красноярска. Коллективный способ обучения, 1995, №1.
- Минов В.А. Вариант организации постоянно действующего семинара управляющих школой. Коллективный способ обучения, 1995,№1.
- Мкртчян М.А. ОДИ как средство формирования и развития субъектов (индивидуальных и коллективных) деятельности. Рукописный вариант. Библиотека лаборатории методологии Красноярского регионального центра развития образования.
Сайт управляется системой
uCoz