"ВЕРТИКАЛЬ" Дьяченко В.К.

Совместно с учителями школ города Красноярска и Красноярского края нами была разработана и проверена на практике технология, которая уже в печати получила название "красноярская". Ее подробное опи-сание дано авторами в книге "Новая педагогическая технология и ее звенья" (изд-во Красноярского универ-ситета, 1994). Поэтому нет необходи-мости вдаваться в подробности, мож-но ограничиться алгоритмом, в кото-ром следует выделить двенадцать звеньев. Все звенья, или этапы, ука-зывают на действия учащихся, изу-чающих учебный предмет по прог-рамме данного класса. Это может быть любой класс кроме первого. Я лично начинал работать по новой -теперь уже новейшей- техноло-гии с 3-го класса.
Напомним, что все ученики в на-шем классе являются также и учите-лями: тот, кто продвинулся вперед хотя бы на одну тему, обучает и про-веряет того, кто следует за ним. Все ученики "расположены" в виде ле-сенки. Если обозначим большими ла-тинскими буквами учеников, а циф-рами - номера тем, то получается следующая лесенка:
A 90A1 91A2 92
B 89B1 90B2 91
C 88C1 89C2 90
D 87D1 88D2 89
E 86E1 87E2 88
Впереди всей группы находится ученик А, который изучает § 90 и бу-дет этот параграф излагать ученику В после того, как последний справит-ся с § 89, то есть выполнит соответст-вующие задания и будет проверен. Ученика В по каждой новой теме обучает и проверяет ученик А, прав-да, нередко это делают старшекласс-ники или учитель, и это совсем не-плохо. Иногда к работе подключа-ется (обучать и проверять) родители.
Если взять ученика С, то его по-стоянным и непосредственным учите-лем (обучающим и проверяющим) является ученик В. Но ученика С могут проверить все те ученики, кото-рые но программному материалу на-ходятся впереди; они же могут - если ученик В по какой-то причине не мо-жет или затрудняется - оказать ему своевременную помощь, консульта-цию. В свою очередь С является не-посредственным и постоянным учите-лем для ученика Д. Но бывают слу-чаи, когда С должен оказать помощь ученику Е или кому-нибудь из тех, кто по программному материалу от-стает от Д.
В классе обычно три-четыре груп-пы, равносильных по составу и обра-зующих своеобразные цепочки-лесен-ки по 6-9 человек в каждой.
Мы здесь показали, что интервалы между впереди идущими и следую-щими за ними могут быть разными: в одну, две и даже три-четыре темы. Сами же группы-лесенки состоят из ребят разных способностей и разных темпов продвижения вперед. Техно-логическая цепочка изучения прог-раммного материала по учебному предмету состоит из следующих звеньев:
  1. Двукратное изложение нового материала по опорным сигналам, вы-полняемое обучающим. Для обучае-мого - первоначальное знакомство с этим материалом.
  2. Перерисование и переписывание опорного конспекта себе в тетрадь, постановка вопросов обучающему.
  3. Чтение соответствующего текс-та по учебнику, поиски ответов на вопросы путеводителя (программы-вопросника).
  4. Ответы ученика тому, кто обу-чал, по программе-вопроснику или в виде свободного изложения. Прове-ряется готовность выполнять упраж-нения и преподавать.
  5. Выполнение упражнений (решение задач), указанных в программе-вопроснике.
  6. Проверка выполнения упраж-нений - как устных, так и письмен-ных.
  7. Сдача зачетов или контроль-ная работа с последующим выполне-нием заданий теми, кто допустил ошибки.
  8. Те ученики, которые значи-тельно опередили сверстников и имеют достаточно резервного времени, могут выполнять работы творческого, факультативного характера, решать задачи повышенной трудности, гото-вить доклады, вести небольшие са-мостоятельные исследования.
  9. Повторение всего материала данного года обучения, решение за-дач комплексного характера, зачеты и годовые контрольные работы.
  10. Непосредственная подготовка к экзамену.
  11. Экзамен.
  12. Каждый, кто успешно сдал экзамен, готовит одного-двух очеред-ников.


Сайт управляется системой uCoz